http://www.izvestia.ru/spb/article3109127/index.html
Хочешь иметь будущее — думай о молодежи
9.10.2007
Александр Щелкин, политолог

На одном из последних селекторных — а почему бы не сказать по-современному, он-лайновых, — совещаний с регионами Дмитрий Медведев подробно и по-командирски поинтересовался, а как все-таки идет строительство и, соответственно, обеспечение жильем прежде всего именно молодых семей. Это направление выделено, как известно, в подпрограмму нацпроекта "Доступное жилье". И нетрудно понять, почему это сделано. Тут нет никакого заигрывания с молодежью. Ситуация действительно кричащая.

Может быть, наша молодежь, как и остальное народонаселение — по меркам современного западного комфорта, — не слишком и прихотлива. Может быть. Но даже в этом случае отсутствие собственного жилья, хотя бы средней удобности, — вещь в социальном, а еще точнее, в политическом отношении недопустимая. Молодая семья — значит дети. Одно дело — если один ребенок, а если двое или больше? На молодых могут — а часто так и бывает — лечь заботы и о родителях. А ведь государство наше еще далеко от роли "спонсоров" безмятежной старости пенсионеров. Ну, не бросать же стариков-родителей, если мы говорим о нормальной молодежи, о "качестве" завтрашних полноценных граждан России? Другими словами, говорим о той молодежи, которая сделает честь России уже в ближайшее время, а не погрязнет, не справившись с "жизненкой", в цинизм, гламур, наркотики или банальное отупение.

Молодежь, несмотря на то, что полна нерастраченных сил, по- своему — самая социально уязвимая часть российского населения. "По-своему" — это значит психологически, экзистенциально, мотивационно. Кто не знает, что такое "экзистенциально", то лучше и не знать. "Крыша дома своего" для молодой семьи — не просто меньшая вероятность распада семьи, санитарные условия для новорожденных детей и т. д. Это обретение простого, но надежного смысла: "В России можно жить и строить нормальные человеческие планы!"

Не знаю, точно ли с этими мыслями открывал вышеупомянутое совещание первый вице-премьер, но причина его недовольства непорядком на молодежном направлении, думаю, растет именно из такого понимания социальной и стратегической значимости этой темы.

Цифры известны: в этом году молодые семьи получили 40 тыс. квартир. Этого явно мало. По самым грубым подсчетам автора этих строк, численность молодых семей, попадающих в возрастную группу от 20 до 30 лет, составляет порядка двух миллионов. Хорошо, если хотя бы половина из них не нуждается в улучшении жилплощади. Поэтому в 2010 году в планах довести показатель получения квартир молодыми до 110 тыс. квартир. Демографическая ситуация не сулит передышки где-то до 2010—2012 годов, после которых Россия попадает в "популяционную яму" — дело в том, что только после этого периода начнет уменьшаться число лиц старше 20 лет, то есть лиц, составляющих кандидатов на "молодую семью"

Что возмутило Дмитрия Медведева? В кои-то веки у государства появились реальные деньги. "Центр" проявил волю и выбрал приоритеты, куда их потратить. Все это получило знаковое и социально значимое обозначение "Национальные проекты". И вот на этом фоне, как гром среди ясного неба, "открытие" — губернаторы (слава богу, не все, конечно) благодушны и беззаботны. Оказывается, есть регионы, которые даже не подали заявки на федеральное финансирование по означенной молодежной подпрограмме!

Но хочу попенять и Медведеву. Почему не поставить вопрос о губернаторском несоответствии. Например, полпред президента по Северо-Западу Илья Клебанов за меньший грех потребовал отставки губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, если по итогам отопительного сезона поступит хоть одна жалоба из многострадального поселка имени Морозова, находящегося на вверенной губернатору территории.

Не собрать честные списки молодых семейств, остро нуждающихся в жилье — свидетельство о полной профнепригодности. Сегодня Дмитрий Медведев пригрозил прекратить финансирование таким регионам — по данной статье нацпроектов. Завтра, думаю, поступит строже и прицельнее — персональное представление президенту на таких горе-губернаторов.

Другие руководители регионов уходят от насущной проблематики под более "весомым" предлогом: мол, увеличьте выделенные средства, поскольку якобы расчеты "Росстроя" не учитывают реальные аппетиты коммерческого рынка жилья. Старая история. Первый вице-премьер знает, да и губернаторы тоже, — только начни догонять рынок, строители найдут тысячи причин опять уйти по ценам в отрыв. Спрос рождает предложение. Куратор нацпроектов поставил точку — в этой теме он не пойдет на поводу у тех губернаторов, которые ищут скорее не "средства", а "причину".
И то правда. Рынок строящегося жилья, а тем более молодежного — особый социальный проект. Здесь, конечно, не командуют административными окриками, но: во-первых, "дают понять", о какой "рентабельности" может и должна идти речь, и во-вторых, строители вполне могут получать и получают свои стимулы от власти разными путями — через условия аукционов по земле, через предоставление подготовленной инфраструктуры и прочего. Одним словом, все решаемо. Как это решается в таких флагманских субъектах федерации, как, прежде всего, в Москве и в значительной степени в Петербурге.

Ситуация действительно не дает губернаторам увильнуть от социальных задач "под предлогом". Ситуация, к счастью, редчайшая и уникальная — деньги есть!

Как-то Владимир Владимирович сказал: "Люди заработали. Дайте потратить!" Поскольку это был Вл. Вл. Маяковский, то ясно, что речь шла о товарном дефиците при социализме. Сегодня при другом Владимире Владимировиче, действующем президенте, дефицита нет. Поэтому сегодня игра на рынке нового жилья может идти менее драматично, чем в "дефицитной экономике". Жилье — особый социальный товар, и губернаторы на местах могут это игнорировать только одним способом — ценой смены работы. И никакого административного перегиба тут нет. Так живет сегодня любая страна, в конституции которой нашлось место необходимым словам о "социальном государстве".