http://www.permoboz.ru/txt.php?n=5483
№37 (339) 24 сентября 2007 года | Первая полоса
Анастасия Анисимова
Я не хочу во Францию!

Патронатная система воспитания превратила детей в живой товар.

Полтора года назад Нина ЛУЗИНА взяла на патронатное воспитание мальчика Сашу, ему было тогда четыре с половиной года. На тот момент он находился в состоянии стресса – был подавлен, молчалив. «Саша месяц ни с кем не разговаривал, всего боялся», - рассказывает Нина Федоровна. Лузина выхаживала ребенка, каждый день занималась с ним, как говорится, ночей не спала. Было тяжело, но Лузина понимала, что мальчика нужно спасать.

Сегодня Саша общительный, веселый, с радостью рассказывает о своей новой семье и называет патронатного воспитателя мамой. Одним словом, нормальный ребенок.

Попирать закон

Лузина настолько привязалась к мальчику, что решила – он должен жить в семье постоянно. Усыновление Нина Федоровна не потянула – без государственной поддержки воспитывать ребенка до 18 лет тяжело. Тогда начала готовить бумаги на создание приемной семьи. Однако органы опеки и попечительства района ей сообщили, что мальчиком заинтересовалась француженка, и он вскоре будет готовиться на зарубежное усыновление.

Лузина подавала заявление о создании приемной семьи в администрацию района, прокуратуру и получила ответы от главы администрации Александра УШАКОВА, прокурора Нытвенского района Николая ТРОЙНИЧА о том, что усыновление является приоритетной формой устройства детей.

Наталья ТЕМЕРБАЕВА, юрист Пермского регионального правозащитного центра:

– По ст. 124 СК РФ, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, реально может быть устроен на воспитание в российскую семью, то передача его на усыновление иностранным гражданам является необоснованной.

В соответствии со ст. 124 Семейного кодекса РФ, приоритетность отнюдь не означает, что единственной формой устройства ребенка может быть усыновление. Безусловно, ребенок имеет право быть усыновленным, но он также имеет право быть устроенным в приемную семью, проживать с опекуном или попечителем. Поэтому отказ администрации Нытвенского муниципального района в передаче ребенка на воспитание в приемную семью необоснован. Это вообще сложно назвать отказом, так как ответ дан не по существу поставленных в заявлении вопросов. Нет ни слова о возможности создания Лузиной приемной семьи. Ответы прокуратуры списаны под копирку с ответов администрации.

Необоснованность отказов администрации и прокуратуры подтвердили «ПО» и федеральные чиновники: специалисты департамента молодежной политики, воспитания и соцзащиты детей Министерства образования РФ считают, что приоритет должен отдаваться россиянам, если они хотят создать приемную семью. Краевые чиновники придерживаются другого мнения. Светлана ВОСТРИКОВА, сотрудник агентства по управлению социальными службами, которая занимается вопросами патронатного воспитания в крае, считает, что орган опеки должен решать этот вопрос по своему усмотрению.

Нам лучше не мешать

Лузина подала иск в суд, через несколько дней ей позвонили из органов опеки и намекнули, что, если вы выиграете судебный процесс, мы с вами работать больше не сможем. Это означает, что у нее заберут второго ребенка (Лузина три года является патронатным воспитателем пятнадцатилетнего Димы). Иск Нина Федоровна забрала. Что дальше делать - не знает. С ней мы говорили недолго: «Вы же понимаете, я устала от этих разбирательств. У меня одни заботы - обед нужно приготовить, еще за детьми смотреть. Саша постоянно бегает, крутится. Когда он не на виду, я сразу беспокоюсь».

25 сентября состоится судебное заседание, на котором будут решать вопрос о заграничном усыновлении (такое решение всегда выносит суд). Лузину туда никто не пригласил. Органы опеки свою причастность к решению Нины Федоровны забрать заявление отрицают, говорят о том, что она зря не стала судиться.

Поломанная психика

Что будет с Сашей, когда он перенесет еще один стресс, никто сказать не может. «Несмотря на то, что с ребенком, когда он находится в патронатной семье, постоянно работают специалисты, в нашей практике было большое количество примеров, когда дети получали моральные травмы, если их забирали из патроната», - заявила Елена НОСКОВА, психолог центра психолого-педагогической помощи населению.

Однако большинство чиновников считают, что ребенку можно объяснить, что это временная семья, скоро у тебя будут другие родители. «Главное, чтобы патронатные родители были профессионалами, тогда и проблем не будет», - доходчиво пояснила Вера ТЕРЕНТЬЕВА, руководитель проекта «Реабилитация семей, находящихся в социально-опасном положении».

«Независимые усыновления»

Официальной статистики о том, сколько детей из патроната усыновлено, нет. «Это немалое количество человек, ведь патронат – это тот же детский дом, только ребенок живет в семье. Он официально числится в федеральном банке данных детей-сирот. И в любой момент, когда граждане «заявляются» на усыновление, ребенка изымают из семьи», - сообщила Светлана Вострикова. О том, что чиновники отдают приоритет иностранцам, всегда было известно.

Для пояснения: российская семья усыновляет ребенка почти бесплатно, иностранцам необходимо заплатить не менее 25 тысяч долларов. В прошлом году жительница Кудымкара хотела оформить документы для того, чтобы устроить ребенка к себе в приемную семью. Пока тянулась бумажная волокита, органы опеки заявили, что мальчик уже приготовлен на усыновление в Америку. Подобная ситуация произошла в Краснокамске в 2005 году. Однако там органы опеки уговорили семью отказаться от маленького мальчика и предложили «взамен» двух детей такого же возраста.

Рыночные отношения

Федеральным законодательством предусмотрены всего три формы семейного устройства детей-сирот: усыновление, опека, приемная семья. На их развитие выделены средства из бюджета. В своем послании президент ясно обозначил, что именно эти формы необходимо развивать.

Патронат придумали регионы, именно они его и финансируют. По мнению представителя Комитета по делам общественных объединений РФ Екатерины ЛАХОВОЙ, такая форма вообще противоречит федеральному законодательству, создает реальную угрозу правам и интересам детей и не сокращает их числа в сиротских учреждениях, мешает развитию приемных семей.

Так и получается: в 2006 году в приемные семьи в Пермском крае было устроено 533 ребенка, в патронатных семьях воспитывалось 577 детей.

Патронатное воспитание вообще нельзя рассматривать как форму устройства детей в семью. Форма устройства – это определение ребенку законного представителя, в случае с патронатом законным представителем остается детский дом или органы опеки. Таким образом, ребенок проживает с лицом, которое фактически не несет ответственности за него (на патронатного воспитателя не распространяется положение об ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей – статья 39 Гражданского кодекса РФ). Всю ответственность несет детский дом, он, по законам края о патронате, является опекуном ребенка, переданного на воспитание.

Кроме прочего, отсутствует возможность оперативной защиты прав и интересов ребенка. Потребуется много времени, чтобы выявить и доказать факты неправомерного обращения с детьми в патронатной семье.

Необоснованное раздувание штатов детдома – еще одна особенность патроната. Каждый патронатный воспитатель автоматически становится сотрудником того детдома, который осуществил устройство ребенка в семью. Фактически, он там не работает, но в штате числится.

патронатное воспитание предполагает двойное финансирование. Дети, которых взяли в патронат, официально числятся за детским домом. И в детский дом из краевого бюджета на них деньги тоже переводятся (очевидно, они тратятся на содержание всего штата, коммунальные услуги и т.д.). Кроме того, деньги выделяются и на содержание ребенка в семье, и на зарплату патронатным родителям. Из того же резинового бюджета края.

А самое главное, что патронат приводит к тому, что дети превращаются в товар, игрушки, которые можно отдать обратно в детдом. Как в магазине, если товар с браком. Временные хозяева товара часто используют его как рабочую силу, могут экономить на нем. Ведь правило одно – это товар. А когда временный собственник оказывается ответственным, с любовью и лаской заботиться о ребенке, в любой момент, когда находится лучший покупатель, воспитанника передают в другие руки.