1 октября 2007 года
Анастасия Анисимова
Вопиющие факты
Генпрокуратура запросила сведения о состоянии законности содержания детей-сирот в Пермском крае.
http://www.permoboz.ru/txt.php?n=5510
«Пермский край в вопросах устройства детей в семьи далеко опережает другие регионы. Для сравнения: за прошлый год во всей России в семьи помещено 40 тысяч детей, только в Пермском крае – 5100», – уверенно заявил Олег ЧИРКУНОВ. Как и всегда, наш губернатор нацелен, в первую очередь, на конечный результат. Однако в погоне за цифрами, мало кто думает о самих детях.
Генеральная прокуратура РФ решила проверить исполнение законодательства об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Прокуратура Пермского края в первом полугодии года получила задание – провести мониторинг ситуации в регионе. Проверив 16 территорий края, прокуратура сделала однозначный вывод: права детей-сирот по-прежнему нарушаются.
Экономим на детях
Во-первых, по мнению краевой прокуратуры, в Пермском крае недостаточно сформирована законодательная база в отношении детей-сирот. Например, в 2004 году тогда еще и.о. губернатора Олег Чиркунов издал распоряжение о создании семейно-воспитательных групп (СВГ). В эту группу передаются сироты на период социальной реабилитации до решения вопроса об их дальнейшем устройстве. Распоряжение не является законом, в нем недостаточно прописано, какими правами обладают воспитатель, ребенок. Меж тем за 7 месяцев 2006 года было создано 199 групп, за аналогичный период 2007 уже 1205.
Кроме этого, краевая администрация, мягко говоря, экономит на сиротах. Краевые нормы материальных выплат, которые выделяются на еду, одежду для сироты ниже федеральных (которые существовали три года назад!). Прокуратура подавала иск по этому факту в краевой и Верховный суды. Однако иски не были удовлетворены, так как по 131 федеральному закону эти вопросы переданы на регулирование регионам.
Деньги из администрации поступают не в полном объеме и в учреждения, где воспитываются дети-сироты. Так, детский дом №3 Перми недополучил 4 млн, пермская коррекционная школа №10 – 6 млн. Деньги были необходимы на капитальный ремонт помещений, оплату коммунальных услуг и так далее.
Полная безответственность
Однако больше всего претензий у прокуратуры к органам опеки. Они нарушают законодательство с момента выявления детей-сирот. Не реагируют вовремя на сообщения о жестоком обращении с детьми, не проводят в трехдневный срок (как положено) обследование условий содержания ребенка. Получается, что ребенок остается либо без попечения, либо в асоциальной семье (факты выявлены в Перми, Кизеле, Краснокамске, Соликамске, Оханске). Дальше органам опеки дается месяц на то, чтобы оформить все бумаги и занести ребенка в региональный банк данных о детях-сиротах. Этого вовремя не происходит (зарегистрированы в Перми, Краснокамске, Соликамске, Березниках, Пермском районе).
Кроме того, сотрудники органов опеки некачественно обследуют условия жизни семей, в которые передают детей. Так, по итогам 2006 года за недобросовестное исполнение своих обязанностей отстранен 31 опекун, 3 приемных родителя, 2 патронатных воспитателя. Не нашли взаимопонимания с детьми 4 усыновителя, 60 опекунов, 19 приемных родителей, 63 патронатных воспитателя. Детям была выбрана другая форма устройства.
Бывают случаи, когда органы опеки вообще не заключают договоры с патронатными родителями (Кудымкар), не проводят хотя бы минимальную проверку, кому они передают детей. Так, в Карагайском районе ребенок был передан на патронатное воспитание женщине, страдающей алкогольной зависимостью, состоящей на учете в наркологическом диспансере. В Березниках ребенка доверили инвалиду 2 группы, за которым нужен еще больший уход, чем за детьми.
Дома беспредела
Если ребенок остается в детском доме, за ним должным образом не следят. Так, администрацией детского дома в Александровске за 2006 год – 1 полугодие 2007 года были скрыты три факта длительного отсутствия воспитанниц: с заявлением в ОВД руководство детдома не обращалось. Администрацией школы-интерната в Кудымкаре воспитанники передавались на выходные и праздничные дни родственникам, а также посторонним лицам без разрешения органов опеки и попечительства и при отсутствии характеризующих данных на этих лиц. В ходе проверки выявлены факты незаконного снятия с личных счетов воспитанников денежных средств на покупку утраченной одежды (детский дом №2 г. Александровск), на приобретение подгузников для детей-инвалидов (дом ребенка г. Кудымкара). Сотрудники детдома №1 в Березниках снимали с личных счетов детей деньги для поездки на знакомство с усыновителями.
В детских домах также выявлены факты насилия над детьми. Воспитатель Бардымской коррекционной школы в наказание выводила детей в холодный коридор голыми, била, лишала прогулок на длительный срок. Фельдшер детдома Осинского района также неоднократно избивала воспитанников. Уже прошли судебные разбирательства по этим делам – сотрудники осуждены и уволены из детских учреждений. Воспитатель СВГ Большесосновского района истязала малолетнюю девочку, она также осуждена.
Детские дома и коррекционные школы для детей-сирот не соответствуют нормам противопожарной безопасности. Из 40 существующих учреждений шесть не имеют положительных заключений Госпожнадзора и Роспотребнадзора, еще шесть не имеют лицензий на право ведения образовательной деятельности, а 39 – на медицинскую деятельность.
Нет перспектив
Для того чтобы сирота после детского дома начал нормальную жизнь, ему необходимо жилье. Количество детей-сирот, нуждающихся в получении жилья, из года в год только увеличивается (в 2005 году нуждались 2302 человека, в 2006 – 2742). Администрация края и чиновники муниципалитетов за четыре года обеспечили жильем всего 487 человек! В результате некоторые сироты ожидают выделения жилья 15 и более лет.
На 1 января 2007 года в Перм-ском крае насчитывалось более 19 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Из них 4577 детей нуждаются в получении жилья, еще 2723 сироты уже давно достигли совершеннолетия и все еще не получили жилье.
Даже если у сироты есть жилье, то не факт, что оно останется за ним. Прокуратура выявила 15 нарушений, когда при создании приемной семьи или установлении опеки за воспитанниками не закреплялось их право на прежнее жилье (в Верещагинском районе, Перми, Губахе, Березниках, Кунгуре, Лысьве, Куеде, Ордынском районе).
Кроме того, органы опеки обязаны следить за сохранностью жилья сироты. Этого также не происходит. Квартиры, дома приходят в ветхое состояние (выявлены факты в Кунгуре, Перми, Березниках, Верещагине, Куеде, Суксуне).
В результате проверки прокуратурой городов и районов края выявлено 304 нарушения закона. Внесено 6 протестов на незаконные правовые акты, 36 представлений, по которым 18 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Вынесено предостережение, направлено 3 иска в суд в интересах несовершеннолетних. Возбуждено 13 дел об административных правонарушениях, по которым 5 лиц привлечено к административной ответственности. Губернатору Пермского края направлено представление.